Насколько может подорожать оплата за отопление и горячую воду в Кузбассе

Кузбасские власти вновь заговорили о строительстве энергомоста, который свяжет Томь-Усинскую ГРЭС в Мысках и Новокузнецк. Энергомост — это тепломагистраль, по которой горячая вода поступает в город напрямую от источника — теплоэлектростанции. В состав такой «переправы» входят насосные станции для регулировки давления в трубах и другая нужная инфраструктура.

Проект старый: его идея обсуждалась ещё в середине 90-х годов 20 века. В этом году СГК планирует обновить предварительное технико-экономическое обоснование проекта, чтобы оценить реальность его воплощения.

«Есть ещё множество невыясненных факторов — по грунту, трассировке, земельным отводам, количеству препятствий и так далее. Только на сам проект потребуется около двух лет — он настолько амбициозный и технически сложный, что ни в коем случае нельзя допускать в нём спешку», — говорится в ответе пресс-службы Кузбасского филиала СГК.

Как отметили в СГК, доставленное по энергомосту тепло позволило бы заместить тепло, поставляемое Кузнецкой ТЭЦ и несколькими котельными в Новокузнецке, подключить новые жилые районы.

Любой проект в теплоснабжении энергетики оценивают по его технической эффективности и экономической целесообразности. Как считает кандидат технических наук, бывший председатель региональной энергетической комиссии Кемеровской области Александр Крумгольц, которого мы попросили оценить плюсы и минусы задумки, проект реально осуществим и технически эффективен. Хороший пример аналогичного энергомоста — запущенная полтора года назад тепломагистраль, связавшая Беловскую ГРЭС и Белово. В городе закрыли несколько котельных, и сейчас ГРЭС без нареканий отапливает город.

Предварительная протяжённость энергомоста из Мысков до Новокузнецка — 28 километров. По словам Крумгольца, нет смысла строить тепломагистраль длиннее 30 километров, так как в этом случае тепловые потери будут слишком большими, поэтому выбранная длина — плюс, но в любом случае конечные показатели зависят от проекта.

«30 километров — потери в сетях всё равно будут. Но это СГК, крупная компания. Они явно будут следить за теплопотерями, изоляцией трубопровода, за давлением в трубах. У них более подготовленный персонал [чем в городских котельных, больше денег на обслуживание. — Прим. ред.]. Надёжность, конечно, выше. Предположу, что для такого моста выберут трубу большого диаметра — семисотку или восьмисотку, соответствующее давление будет. Если учесть, что при давлении 10 килограммов на один километр голой трубы мы теряем только один градус даже зимой, всё [объём теплопотерь. — Прим. ред.] будет зависеть от скорости потока воды, давления», — рассуждает Александр Крумгольц.

Второй плюс энергомоста — снижение нагрузки на окружающую среду. В Белове благодаря закрытию четырёх котельных и строительству тепломагистрали уменьшились вредные выбросы в атмосферу на 3414 тонн в год. Отходов — золошлака — тоже стало меньше, на 11 000 тонн в год.

Третий плюс в первую очередь для инвестора, СГК, — увеличение отпуска тепла на Томь-Усинской ГРЭС, более эффективное её использование.

«Пока её мощности по теплу „заперты“, а она может отдать намного больше, чем сейчас», — считает Крумгольц.

Главный минус проекта — его высокая стоимость. Это одна из причин, по которой идею так и не реализовали в 90-х годах, ­– не было денег. Оценить экономическую эффективность энергомоста без проекта нельзя, говорит Александр Крумгольц, — сейчас можно только рассуждать гипотетически.

«Явно будут нужны промежуточные подкачивающие насосные станции; и не одна, а две. Когда начнут делать геологические изыскания, где-то на болота попадут, где-то на препятствия. Это всё большие затраты и нужен грамотный проект. Вопрос — и в его окупаемости. Общепринято, что проект в теплоснабжении имеет смысл реализовать, если его окупаемость не более 15 лет. В моей практике были проекты и 5, и 7 лет, и 4,5 года», — говорит Крумгольц.

Но в какую именно сумму обойдётся энергомост, неизвестно. Поэтому невозможно оценить срок его окупаемости. По информации СГК, компания вложила в проект по замещению котельных в Белове 3,6 млрд рублей. Энергомост до Новокузнецка в 2,25 раза длиннее и требует большей инфраструктуры. Можно предположить, что на строительство тепломагистрали понадобится не менее 7-8 млрд рублей в ценах текущего года. Откуда брать эти деньги, непонятно. Учитывая значимость проекта, скорее всего, в него вложат и деньги из бюджетов разных уровней: федерального, регионального и других.

Один из источников средств на строительство — это наши с вами карманы, карманы потребителей, которые платят за отопление и горячую воду. Пока трудно прогнозировать повышение тарифа из-за строительства энергомоста, считает эксперт, но он точно вырастет.

«Потому что затраты надо компенсировать. Не думаю, что им [СГК. — Прим. ред.] намного разрешат повысить. Может быть, на 4% от существующего положения. Здесь много условий и нужно договариваться с правительством Кемеровской области», — заключил Александр Крумгольц.

Как можно повысить тариф и включить в него те расходы, которых ещё нет? Законный способ — перевод Новокузнецка в ценовую зону теплоснабжения и переход на формирование тарифа по методу «альткотельной». В таком случае местные власти и инвестор считают расходы и вложения в коммунальную инфраструктуру на ближайшие годы, устанавливая верхний предел стоимости услуги, при этом её реальная цена может быть де-факто ниже. Методика «альткотельной» позволяет формировать тариф в долгосрочной перспективе — сразу на 10 лет и более. По информации СГК, пока у Новокузнецка нет реальных перспектив перейти в ценовую зону:

«В Новокузнецке, помимо Кузнецкой ТЭЦ [входит в структуру СГК. — Прим. ред.], ещё два источника теплоснабжения, три ЕТО. На данный момент это не даёт реальных перспектив перехода в ценовую зону. Но работу в этом направлении мы, безусловно, ведём».

На данный момент в ценовой зоне теплоснабжения находится три города Кузбасса: Кемерово, Белово, Прокопьевск.

Поэтому, учитывая ситуацию, пока рано говорить, что между Мысками и Новокузнецком в ближайшие годы точно появится энергомост, а часть котельных в городе закроется. Если СГК действительно возьмётся за строительство по благословению кузбасских властей, то хоть какая-то определённость в сроках, стоимости, в размерах тарифа для населения появится только после проектирования, то есть не раньше, чем через два года.

Источник информации: Ваш город