21.05.2018
Информация /  Новости
Ремонтно-профилактические работы
31.05.2018 г. с 10-00 до 01.06.2018 г. 10-00 будет произведена... Подробнее ...

Как изменятся суммы в квитанциях алтайских потребителей? Сергей Родт рассказал о новых тарифах

Печать PDF

1 июля — дата, с которой в крае начинают действовать новые тарифы на воду, тепло, электричество, газ. Как изменятся суммы в квитанциях потребителей? Занимаются ли коммунальные организации сокращением потерь и оптимизацией своих расходов, чтобы потребители были в состоянии оплачивать услуги ЖКХ?

 

— Сергей Александрович, как в целом изменится плата жителей Алтайского края за коммунальные услуги с 1 июля?

— Согласно установкам правительства плата граждан за коммунальные услуги (электроэнергию, отопление, водоснабжение, водоотведение и газ) с 1 июля по 31 декабря не может вырасти более чем на 8,2% в среднем по Алтайскому краю. При этом допустимое отклонение — 4,3%. Что мы получим в итоге? В 316 муниципальных образованиях края предельный индекс составит 8,2% или ниже. В 322 плата может увеличиться не более чем на 12,5%. То есть абсолютное большинство городов и сел укладывается в ограничения, установленные правительством.

Но в 28 муниципалитетах при установлении экономически обоснованных тарифов и с учетом введения с 1 июля новых нормативов потребления воды предельный индекс роста платы выше — соответствующие решения были одобрены местными представительными органами власти. В их числе Барнаул (предельно допустимый рост на 17%), Белокуриха (26,8%), Бийск (25,9%), Камень-на-Оби (25,6%), Новоалтайск (22,9%), Славгород (23,5%), ЗАТО Сибирский (21%), Алтайский сельсовет Алтайского района (18,5%) и некоторые поселения Змеиногорского, Поспелихинского, Немецкого, Топчихинского и Благовещенского районов. Вся информация о предельных индексах содержится в указе губернатора № 162 от 26 ноября 2014 года, ее нетрудно найти.

 

— Какое число потребителей в этих 28 городах и селах почувствует более высокий рост?

— От 9 человек в Алтайском сельсовете Алтайского района до более чем 100 тыс. в Барнауле. В Новоалтайске и Бийске такой рост может коснуться только общежитий с централизованными системами холодного и горячего водоснабжения и водоотведения (жильцы которых по приборам учета оплачивают электроэнергию, а все остальное по нормативам), в Белокурихе — порядка 100 потребителей, не установивших счетчики. Для абсолютного большинства жителей набор коммунальных услуг подорожает намного меньше. В Белокурихе рост связан с введением в крае новых нормативов на воду, в Новоалтайске основной вклад внесло установление обоснованных цен на тепло для "Новоалтайских тепловых сетей".

— В Барнауле вышли за разрешенный предел в связи с существенным увеличением тарифов для "Барнаульской генерации" и "Барнаульского водоканала", так как эти компании доказали свои расходы в Федеральной службе по тарифам. Ваше управление приняло все подтвержденные ФСТ затраты или что-то все-таки не учло?

— Сложный вопрос. Мы считаем, что вынесли полностью обоснованное тарифное решение, в котором учли все подтвержденные на 2015-й финансовый год расчеты этих организаций, хотя и не скажу, что учли до копейки все. По закону у нас есть право все выпадающие доходы учитывать в тарифе в течение трех лет. В этом нет ничего необычного: все излишне полученные доходы при расчете тарифов изымаются, все недополученные добавляются.

Неоправданные прогнозы

— С 1 июля вступает в силу еще одно изменение, важное для тех, кто платит не по счетчику: новые нормативы на воду и водоотведение. Для Белокурихи они выше прежних. А вот для Барнаула ниже. Некоторые активисты предположили, что барнаульцы будут отказываться от счетчиков или не подавать сведения о потреблении по прибору учета...

— Такие прогнозы я считаю совершенно неоправданными, это спекуляции на устаревшем понимании системы начисления платежей, когда не было ни ОДН, ни новых правил оказания коммунальных услуг, ни общедомовых приборов учета. На самом деле для тех, кто не имеет приборов учета, государством определены повышающие коэффициенты к базовым нормативам, с 1 июля вводится надбавка 20%, с 1 января 2016 года 40%. И наше решение принято в соответствии с этими коэффициентами. Поэтому мотивации снимать приборы учета, даже если поначалу кажется, что можно платить меньше, не существует.

 

Но хотелось бы обратить внимание: применение повышающего коэффициента допустимо только к тем потребителям, которые имеют техническую возможность поставить счетчик, не проживают в аварийном или ветхом доме, подлежавшем сносу или капремонту до 1 января 2013 года, и к жильцам ряда других домов, на которых не распространяется требование закона об установке счетчиков. И только при наличии акта обследования.

 

— Каким образом были рассчитаны новые нормативы?

 

— Они были рассчитаны методом аналогов, и Алтайский край — один из немногих, где были произведены расчеты по этому методу, — законодатель считает его приоритетным. По нашему заказу на основании госконтракта эту работу провел Алтайский госуниверситет. Мы со своей стороны помогали собирать информацию. Метод аналогов основан на анализе реального потребления по приборам учета в разных типах домов, данные собирались за несколько периодов, была проделана серьезная научная работа.

 

— Весной на одной из встреч с руководителями коммунальных организаций вы говорили, что к 1 сентября управление планирует разработать еще и новые нормативы потребления тепла, единые для всего края. Можно ли сказать, какими будут эти нормативы?

 

— Расчет новых нормативов на тепло тоже ведется методом аналогов, но работа еще не закончена. Информация о потреблении собирается — спасибо муниципальным образованиям, которые активно этим занимаются. Вскоре мы подведем итоги и поймем, достаточно ли у нас информации для использования метода аналогов. В любом случае все расчеты будут досконально изучены, мы просчитаем прогноз изменения платы граждан, обсудим вместе с общественностью, выясним, выдерживают ли нормативы критику, и только после этого будем их вводить.

 

— Как потребитель сам может рассчитать, превысил ли его платеж установленные предельные индексы или нет?

 

— Во-первых, сравнивать надо, исходя из сопоставимого набора коммунальных услуг, числа членов семьи, уровня благоустройства и объема потребления. Во-вторых, квитанции на оплату за июль и все остальные месяцы 2015 года нужно сопоставлять с декабрем 2014 года. Проверить свой платеж можно и с помощью калькулятора на нашем сайте — он очень простой и удобный.

Мотивация экономить

— Ваше управление анализирует затраты всех коммунальных компаний, представленные для утверждения тарифов. Можно ли сказать по их документам, насколько эффективно они сами занимаются снижением малопродуктивных издержек, сокращением потерь?

— Если предприятие проработало год-полтора — это первый признак того, что они этим занимаются. Потому что если этого не делать, выживать очень тяжело. Все экономят, разрабатывают программы повышения энергоэффективности и энергосбережения. Мы устанавливаем целевые показатели, а потом предъявляем индивидуальные требования по их достижению к каждой компании. Если их программа соответствует закону, мы ее принимаем, если слабая, предлагаем доработать.
Может быть, потребителям эта большая работа пока не видна, но она ведется. Ресурсоснабжающие организации очень замотивированы экономить, потому что понимают: чем больше они сэкономят электроэнергии, угля, газа, тем больше у них шансов провести ремонты в нужном объеме и сделать инвестиции без значительного роста тарифов. Или вообще без роста.

— Закон "Об энергосбережении" предусматривает, что регулирующий орган не вправе "срезать" то, что предприятия сэкономили по программе повышения энергоэффективности. А если экономия достигнута на других статьях — например, на ГСМ, стройматериалах?

— Если все сэкономлено в соответствии с принятой и согласованной программой, мы можем высвободившиеся ресурсы учитывать в тарифе в течение пяти лет, чтобы мотивация сохранялась. На практике, к сожалению, экономия срезается, а организации жалуются, что мы их "бьем по рукам". Если компания поставила более эффективный насос, который больше качает воды и меньше потребляет электроэнергии, мы рассчитываем тариф исходя из новых, сокращенных затрат. Чтобы этого не происходило, программа должна быть принята и согласована заранее.

— В вашем недавнем интервью одной из газет было сказано, что, утверждая тарифы, вы закладываете средства исключительно на выживание и поддержание работоспособности коммунальных компаний. Но ведь состояние этой сферы очень тяжелое и требует больших инвестиций. Не получается ли, что управление препятствует развитию коммунального сектора?

— Оценка необходимости коммунальных организаций в инвестициях — не наша задача. По федеральному закону № 131 ("Об общих принципах организации самоуправления") водой, теплом и прочими коммунальными услугами обеспечивают жителей органы местного самоуправления. Именно муниципалитеты совместно с коммунальными предприятиями должны оценивать потребность в инвестициях и разрабатывать инвестпрограммы. Наше управление в этом процессе играет промежуточную роль: мы даем оценку источников инвестиций и их влияния на размер тарифа и плату граждан. Наша задача — поддерживать баланс интересов.

 

Могу сказать, что сейчас наступает новый этап: по моим сведениям, предприятия активно разрабатывают инвестпрограммы, согласовывают их с муниципалитетами, затем их своим приказом утверждает Главное управление по строительству, транспорту, жилищно-коммунальному и дорожному хозяйству. По данным Главстроя, к 2016 году будут утверждены десятки таких программ и они будут учтены в тарифе.

 

Хотелось бы добавить, что есть такой серьезный источник инвестиций, как плата за технологическое присоединение к сетям, позволяющий со­здавать новые мощности для тепло- и водоснабжения. Плату за техприсоединение устанавливает наше управление по заявлению ресурсоснабжающей организации, но на сегодня мы таких заявлений не получили. Тариф на техприсодинение к сетям утвержден только в Бийске, и там пошло развитие. Почему нет заявок? Это вопрос к органам местного самоуправления. Мы со своей стороны готовы работать.

Специальный вопрос

— Вы не ожидаете, что в августе, когда граждане получат квитанции с новыми ценами на коммунальные услуги, суммы будут значительно больше, чем это определено постановлением правительства и губернаторским указом?

— Мы не видим для этого оснований. В 2013 году действительно были случаи, когда коммунальные платежи у ряда жителей оказались намного выше прогнозных — тогда, как вы помните, в квитанции появилась строка "начисление на ОДН". В тот период все эти проблемы были успешно решены на уровне администраций городов и районов.

О чем еще рассказал собеседник

О дешевом тепле

— Самый дешевый набор коммунальных услуг в Заринске за счет более низкой цены тепла и горячей воды, производимых ТЭЦ "Алтай-Кокса", которая сжигает попутный коксовый газ. Кроме того, есть несколько предприятий, которые не подавали заявление на тарифное регулирование много лет и работают на тарифе, который уже не является экономически обоснованным. После того как они подадут заявление, их тариф может вырасти весьма существенно. С точки зрения сохранения стабильности для потребителей важно, чтобы ресурсоснабжающая организация своевременно выходила на тарифное регулирование и работала на обоснованных тарифах, тогда жители не будут сталкиваться с их резким увеличением.

О дорогом тепле

— Самый дорогой набор коммунальных услуг — у потребителей "Теплоэнергогаза" в Бийске, МУП "Энергетик" Барнаула и предприятия "Сервис-Комфорт" Тальменского района. У этих организаций самые высокие в крае тарифы на тепловую энергию, что и определяет совокупный платеж. Но в Барнауле и Бийске потребителям этих компаний, которые вовремя оплачивают услуги, положены значительные компенсации из бюджета.

 

Надежда Скалон
Газета "Свободный курс"

Источник: Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов

Сейчас на сайте

Сейчас 5 гостей онлайн

Статистика сайта

Пользователи : 1
Статьи : 63
Просмотры материалов : 482666

Copyrights

© 2018 АО Теплоцентраль Белокуриха. Все права защищены.
Joomla! — свободное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU/GPL.